Смартсити: город в режиме онлайн

«КС» продолжает рубрику, посвященную отличиям в уровне информатизации разных городов СФО  и формирует смарт-рейтинг сибирских мегаполисов. В этот раз мы вновь проверим, насколько «умны» сибирские города, но теперь уже с другой стороны: оставив тему электронных госуслуг, рассмотрим информационные онлайн-сервисы, позволяющие сделать жизнь горожан комфортнее и легче.

Объектом нашего сегодняшнего внимания стали городские порталы в таких сферах, как медицина, городской транспорт, ЖКХ, культура, общественная безопасность. Критерии их «умности» достаточно просты: вместо обычного расписания работы врачей и участковых — подача заявок и запись на прием через Интернет, вместо списка автобусных маршрутов или диспетчерских служб — интерактивная карта, вместо справочных телефонов — автоматические уведомления по e-mail, SMS и т. п.

За каждое выполненное задание тестируемые города будут получать от «КС» 2 балла, за «попытку» или недоделанный проект — 1 балл, за отсутствие решения вопроса — 0 баллов. Таким образом, как и в прошлый раз, максимальная оценка, которую может получить город, составляет 10 баллов. Итак, поехали.

Медицинская тема, пожалуй, развита в Сибири лучше прочих — во всех городах доступна онлайн-запись на прием к врачу. Абсолютно во всех, даже в тех, кто в прошлый раз занял в нашем рейтинге последнее место.

Вопрос в том, можно ли этот сервис назвать муниципальным, ведь его заказчиком практически везде выступают местные минздравы (которым, собственно, и подчиняются все медицинские учреждения). В большинстве случаев для онлайн-регистратур выделяются отдельные сайты. Иногда они встраиваются в муниципальные ресурсы, как в Новосибирске, где есть «медицинский» раздел на общегородском портале. А вот в Чите формы электронной записи доступны еще и на сайтах медицинских учреждений.

Таким образом, все без исключения города с этой задачей справились — и всем за это по 2 балла.

В большинстве региональных центров СФО неплохо развиты и онлайн-сервисы городского транспорта. Принцип их действия примерно одинаков — на интерактивной карте в Интернете нужно выбрать конкретный маршрут, например, троллейбусный. После этого система показывает, где в данный момент находятся троллейбусы, работающие под заданным номером, а также когда они прибудут к тем или иным остановкам с учетом пробок, погоды и других факторов. Польза такого сервиса для горожан очевидна, особенно в Сибири, где длительное ожидание транспорта зимой может обернуться потерей не только времени, но и здоровья. А так — вышел на остановку к назначенному сроку, сел, поехал. Что и говорить, удобно. Таким «умным» сервисом могут похвастаться Барнаул, Иркутск, Кемерово,Томск, Улан-Удэ, Красноярск, Новосибирск и Омск.

Но есть нюансы. В частности, критически важно наличие у сервиса мобильного приложения — ведь компьютер с собой не понесешь, а вот смартфон сейчас в кармане почти у каждого. Из указанных городов мобильное приложение для транспортного онлайн-сервиса есть везде, кроме Кемерова и Красноярска. Эти региональные центры ограничились лишь мобильными версиями порталов, которые менее удобны в использовании. В остальных случаях стабильно присутствуют ссылки на приложения для iOS и Android, а Новосибирск и Омск позаботились даже о владельцах Windows Phone.

В плане интерфейса приятнее смотрятся решения Барнаула, Иркутска, Томска и Улан-Удэ — крупные пиктографические кнопки, наглядный выбор маршрутов. Кроме того, значки, обозначающие транспортные средства, движутся тут по карте плавно, передавая реальный ход. У остальных городов это движение скачкообразное, так как информация о положении транспорта отображается через определенные промежутки времени. В Омске несколько отличается логика сервиса — он привязан к остановкам, а не к маршрутам. Скажите, где вы находитесь, и узнаете, что и когда к вам подойдет.

В целом транспортные порталы всех упомянутых городов оставили хорошее впечатление. Ставим этим муниципалитетам по 2 балла. Остальным же, где в лучшем случае на сайтах присутствуют лишь обычные расписания движения, — 0.

Онлайн-сервисы ЖКХ распространены в сибирских городах заметно меньше. Из немногочисленных примеров лучшим выступает Чита, где создан отдельный портал жкх-чита.рф. Зарегистрировавшись на нем, любой собственник жилья, если верить демоверсии сервиса, получает целый набор онлайн-возможностей: вводить и контролировать показания своих счетчиков по всем услугам, получать квитанции на оплату, видеть оповещения о планируемых работах в доме, направлять заявления в управляющую компанию и отслеживать их статус. Для полного коммунального счастья осталось только реализовать на портале функцию онлайн-оплаты счетов, и читинцы смогут решать все свои ЖКХ-вопросы с помощью компьютера.

Еще одно неплохое решение, хотя и с меньшим набором функций, доступно жителям Новосибирска. Здесь на интерактивной карте, помимо справочной информации по всем УК, ЖЭУ и ТСЖ, можно получить информацию о ходе работ по разным программам ЖКХ — ремонту домов и дворовых территорий, замене лифтов, газификации, энергоснабжению и др. Кроме того, доступна информация по аварийным и плановым отключениям воды, электроэнергии, газа, теплоснабжения. Если же оставить в личном кабинете контактные данные, то оповещения об отключениях и работах в вашем доме будут приходить к вам на e-mail.

Сходный по функционалу сервис «Мой дом» есть в Омске. Тут также доступна интерактивная карта, где отображаются все текущие отключения, однако без возможности адресных уведомлений. Сервис под названием «Мой дом» имеется и на городском портале Иркутска, но к ЖКХ он отношения не имеет. Все, что выдается в ответ на ввод адреса, — это перечень близлежащих образовательных заведений, спортивных объектов и почему-то гостиниц. Могут отслеживать отключения по своим адресам и жители Томска, но без интерактивной карты и только по теплоснабжению и горячей воде.

В итоге два балла получает Чита. Новосибирск, Омск и Томск — по баллу, все-таки их решения функционально сильно уступают читинскому. Остальные — по нулям.

Интернет-сервисы в сфере культуры, как показало исследование «КС», развиты в Сибири довольно слабо. Если не брать во внимание федеральные проекты типа afisha.ru, собственными ресурсами могут похвастаться далеко не все. Но кое-что все же имеется — например, в Новосибирске, где на интерактивной карте можно найти любой объект культуры по разделам (театры, музеи, парки, библиотеки и т. п.). Кроме того, действует онлайн-календарь с расписанием всех городских культурных мероприятий на неделю вперед. Из более узких по функционалу, но интересных сервисов можно назвать виртуальную экскурсию по Омску, предлагаемую на городском портале и доступную еще и в виде мобильного приложения. Сходный по духу проект реализован в Иркутске. Городской же портал Красноярска примечателен справочником мест публичного доступа к wi-fi, что тоже формирует определенный культурный слой города. Вот только доступен справочник лишь авторизованным пользователям сайта.

На этом собственно всё. Не густо, но и не пусто. Два балла Новосибирску и по одному Омску, Иркутску, Красноярску.

И наконец, общественная безопасность — здесь ситуация очень похожа на предыдущую: также дефицит «местных» сервисов и также среди приятных исключений Новосибирск. На уже знакомой интерактивной карте тут есть информационный сервис по участковым и пунктам полиции — система по введенному адресу выдаст Ф.И.О. и контактные координаты вашего участкового. Аналогичная функция, но без карты, имеется на портале Красноярска. Кроме того, в Новосибирске для тех, кто привык бросать машины под запрещающими знаками, разработан сервис, касающийся эвакуации транспортных средств. Не нашел любимое авто на месте — вбивай госномер и смотри, на какую штрафстоянку умыкнули «ласточку». В этом отношении в Улан-Удэ пошли дальше, создав отдельный портал для автомобилистов под несколько пугающим названием Штрафы03.рф. Здесь на интерактивной карте отмечены не только штрафстоянки, но и подразделения ГИБДД, операторы техосмотра, АЗС, участки с ограничением скорости и даже камеры видеофиксации. Геоинформационный сервис, показывающий расположение таких камер, имеется и в Барнауле. С его помощью среди прочего можно увидеть на карте расположение пультов экстренной связи «гражданин — полиция».

В результате ставим по 2 балла решениям Новосибирска и Улан-Удэ за более широкий функционал и по 1 баллу Красноярску с Барнаулом. Остальным — 0.

Таким образом, по итогам проведенного исследования получаем следующий рейтинг региональных столиц Сибири.

28-06_1

 

28-06_2Как видим, после второго этапа нашего исследования первые два места сохранили за собой Барнаул и Красноярск. Заметно подтянулся Новосибирск, вошедший в тройку лидеров. Клуб аутсайдеров покинули Кемерово и Чита, оставив в нем Абакан, Горно-Алтайск и Кызыл.

В следующем выпуске нашей рубрики «КС» проверит городские сервисы электронной демократии и обновит смарт-рейтинг городов Сибири.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Гоков, генеральный директор AT Consulting Восток:

— «Умные» городские сервисы, о которых говорится в обзоре, безусловно, крайне важны. Ими не в последнюю очередь создается комфортная городская среда, а она определяет, насколько горожане довольны жизнью в своем городе, насколько видят в нем свое будущее и будущее своих детей. Но тут важно помнить, что мало разработать такие решения — одновременно нужно заниматься их популяризацией, приучать жителей к пользованию ими, и замечательно, что «КС» запустил такой проект.

Другой значимый момент состоит в том, что у технологий «умного города», кроме внутренней аудитории (горожан), есть не менее важная внешняя. Комфортность городской среды — надежный сигнал для инвестиций. В городах, лидирующих по технологиям смарт-сити, это хорошо понимают. Например, Рио-де-Жанейро в свое время выступил пионером во внедрении «умных» технологий городской безопасности. Результат — город, когда-то считавшийся одним из самых криминогенных, стал местом проведения главных мировых ивентов — футбольного мундиаля в прошлом году и Олимпиады, которая состоится в следующем.

IT-технологии, лежащие в основе смарт-сити, способны непосредственно влиять на то, что называется инвестиционным климатом города. К примеру, срок выдачи разрешения на строительство в Сингапуре, мировом эталоне смарт-сити, составляет всего 26 дней. Для сравнения: среди российских городов «лучший» результат по этому параметру — 150 дней, а худший — 448. Разница с мировым уровнем в 17 раз! В чем секрет сингапурского «чуда»? Да в том, что подавляющее большинство согласовательных операций там автоматизированы, и их выполняют компьютеры по заданным алгоритмам. А мы до сих пор носим от чиновника к чиновнику кипы бумаг, как в позапрошлом веке.

Радует, однако, что и у нас стали появляться люди, не только понимающие необходимость изменений, но и делающие для этого конкретные шаги. В частности, сейчас, ориентируясь на сингапурский опыт, в Забайкальском крае реализуется проект по автоматизации разрешительных процедур, в том числе в сфере строительства. Планируются подобные проекты и в ряде других регионов СФО, в частности, в Новосибирской области, Алтайском крае и в Бурятии.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ