В надежде на рост

День металлурга, в этом году отмечаемый в России 19 июля, уже давно «вырос» из звания профессионального праздника и стал для многих своеобразной точкой отсчета производственной жизни отрасли. «КС» акцентировал внимание на экономическом аспекте события и узнал, с какими результатами металлургия подходит к знаковому дню, каково настроение сибирских игроков и появились ли у них новые методы работы в условиях нестабильной экономики и падающего рынка.

 В затруднительном положении

Прошедшее первое полугодие для российских металлургов вряд ли можно назвать спокойным. Если в конце 2014 года компании-экспортеры неплохо заработали на резком ослаблении рубля, то сегодня эффект от целительной девальвации, по мнению представителей бизнеса, сходит на нет. Рынок отреагировал на возросшую валютную выручку российских компаний снижением цен. «В декабре прошлого года цена на слябозаготовку (стальная прямоугольная плита. — «КС») была на уровне $560, затем, когда стоимость в рублях возросла, рынок упал до $360, а в феврале цена опустилась до $280, — объясняет «КС» один из руководителей ЕВРАЗ ЗСМК на условиях анонимности. — Кроме того, с 29 января вступило в силу решение, принятое правлением «РЖД», о введении 13,4%-ной надбавки к действующим железнодорожным тарифам на экспортные перевозки».

Неопределенности отрасли добавляют падение промышленного производства, спад инвестиционной активности и «сжатие» строительного рынка. Как следствие, наиболее неустойчивое положение сегодня у производителей строительного проката. Хорошо себя чувствует трубный сегмент.

По данным отраслевого портала «Металлоснабжение и сбыт», в первом полугодии 2015 года видимый спрос на большинство видов проката сократился на 10–30%. При этом аналитики отмечают, что номенклатура выпускаемой металлургическими предприятиями продукции столь велика, что если спрос на какие-то виды падает, другие все равно находят покупателя. Так, по данным Росстата, в январе-марте было произведено 7,73 млн тонн сортового проката, что на 7,39% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а выпуск листового проката, напротив, несколько увеличился, составив 11,62 млн тонн (прирост 1,76% к уровню прошлого года). Согласно прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2015-го производство стального проката в стране снизится на 3,6%.

27-04_tab_2Тревожно и на рынке цветной металлургии. Несмотря на то что в мире наблюдается тенденция к глобальному росту потребления алюминия за счет увеличения спроса в таких ключевых отраслях промышленности, как автопром, авиапром и строительство, цены на «белый металл» на Лондонской бирже металлов (LME) показывают исторические минимумы, немного превышая показатель в $1600 за тонну. «С премиями это уже произошло в I квартале, в апреле мы увидели их минимум, — сообщили «КС» в пресс-службе РУСАЛа. — Сейчас они, как мы и планировали, более или менее стабилизировались на уровне конца первого квартала. Но биржа не смогла «отыграть» это двукратное падение премий, поэтому наш реалистичный прогноз: до конца года полная цена (биржа плюс премия) составит $1950 за тонну», — заключили в компании.

Основной причиной падения цены на мировых рынках является рост предложения ускоренными темпами. Наибольшее влияние на мировой рынок оказывает Китай, который, по прогнозам, в нынешнем году может увеличить объем экспорта на 30%.

 ЕВРАЗ может сойти с рельсов

Один из лидеров отечественного рынка черной металлургии и крупнейшее предприятие Сибири ЕВРАЗ ЗСМК может оказаться в непростой ситуации. Как стало известно «КС», основной потребитель новокузнецких рельсов ОАО «Российские железные дороги» в связи с недостаточным финансированием ведет переговоры о том, что возможно «снимет до пятидесяти тысяч тонн заказа рельсовой продукции». Такой объем эквивалентен практически двум месяцам работы рельсобалочного стана ЕВРАЗ ЗСМК в зимний период. Соответственно, в случае реализации такого сценария руководителям предприятия предстоит решить, закрывать ли стан (в таком случае его последующий запуск обойдется недешево) или же выпускать другие виды продукции. «Поиск новых рынков сбыта и производство другой номенклатуры продукции вряд ли удастся оперативно обеспечить, поскольку другой профиль требует дополнительной работы с техническими условиями погрузки», — делится с «КС» один из руководителей предприятия на условиях анонимности.

Вместе с тем в своих официальных комментариях, представленных «КС», ЕВРАЗ ЗСМК уделил внимание положительным моментам в деятельности предприятия. «Возможности нашего рельсового производства позволяют не только в полной мере удовлетворить потребности нашего ключевого клиента ОАО «РЖД», но и параллельно расширить географию сбыта продукции, — сообщил «КС» управляющий директор ЕВРАЗ ЗСМК Алексей Юрьев. — Рельсы ЕВРАЗ ЗСМК уже отправлены на Кубу, в Бразилию, Малайзию, страны СНГ и Прибалтики». В компании также отмечают, что сегодня предприятие является генеральным поставщиком для всех российских метрополитенов, а в текущем году осуществлена поставка для подземки Ташкента.

По данным источника «КС», в настоящее время ЕВРАЗ ЗСМК уменьшил выпуск продукции на 10–15%. «В июле комбинат планирует отправить 490 тысяч тонн готовой продукции через сеть «РЖД» плюс объемы, перевозимые автотранспортом и контейнерами. Для сравнения: в среднем в 2014 году объем погрузки в месяц составлял 530–540 тысяч тонн, — приводит данные собеседник «КС», — а в стабильное время и 570 тысяч тонн». По информации собеседника «КС», такие лидеры отечественного рынка, как «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат и «Мечел» сократили производство на большие величины. «Хорошо сработала наша торговая компания, которая нашла возможность реализовать продукцию ЕВРАЗа», — поясняет металлург.

Вместе с тем, в ЕВРАЗе отмечают, что видят точки роста потребления своей продукции на внутреннем рынке. «Мы ждем реализации масштабных железнодорожных проектов: ВСМ «Москва-Казань» и «Восточный Полигон». ЕВРАЗ ЗСМК готов в полной мере обеспечить проекты уникальными рельсами и металлопрокатом, — говорит Алексей Юрьев. — Наши рельсы для скоростного совмещенного движения в ближайшее время будут уложены в путь для испытаний».

Старейшее предприятие металлургической отрасли Кузбасса Гурьевский металлургический завод «держится на плаву» за счет выпуска высокомаржинальной продукции, в том числе мельничных шаров, которые востребованы обогатительными фабриками, а также предприятиями перерабатывающей и строительной промышленности. Выпускают мельничные шары и на ЕВРАЗ ЗСМК, причем в последнее время увеличив номенклатуру.

В текущих условиях уменьшения объема денежных поступлений аналитики указывают на необходимость снижения издержек. «Металлурги могут оптимизировать организационную структуру и численность, реализовать непрофильные активы, повысить эффективность собственной деятельности, — перечисляет ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Возможными методами снижения издержек могут стать развитие программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, передовых систем менеджмента».

 Серая полоса белого

Большое внимание снижению издержек уделяют в РУСАЛе. В 2012–2014 годах компания прошла серьезную трансформацию и сократила объем производства почти на 647 тыс. тонн. Мощности по выпуску продукции с добавленной стоимостью были перенесены из остановленных алюминиевых предприятий в европейской части России на алюминиевые заводы Сибири. Такие предприятия, как Красноярский, Саяногорский, Хакассий, Братский алюминиевый заводы, являются ядром алюминиевого производства РУСАЛа, выпуская, помимо традиционной продукции, инновационные сплавы и продукцию с добавленной стоимостью.

В апреле РУСАЛ заявил о возможном закрытии до 200 тыс. тонн мощностей. Эта мера может коснуться и Новокузнецкого алюминиевого завода. В пресс-службе компании «КС» пояснили, что в настоящее время НкАЗ является одним из двух самых низкомаржинальных заводов. «В Новокузнецке ситуация лучше. Основной вопрос по сокращению мощностей на Кандалакшском алюминиевом заводе, который расположен в Мурманской области. Все будет зависеть от цены на электроэнергию, возможности заключения долгосрочных договоров, а также цен на металл», — пояснили в компании.

Горячая штучка

Россия занимает первое место в мире по темпам роста числа заводов горячего цинкования. За последние пять лет в стране запускалось по 3–5 новых производств ежегодно. Сегодня, по данным НКП «Центр развития цинка», на отечественном рынке работает порядка 55 предприятий. Для сравнения: в Германии их 180. Горячее оцинкование позволяет увеличить срок службы металлоконструкций до 50 лет и снять вопрос периодического окрашивания.

27-04_tab_1В Сибири функционируют только два крупных завода горячего цинкования: ООО «Контактные сети Сибири» и ЗАО «ЭЛСИ Стальконструкция», расположенные в Новосибирске. Предприятие небольшой мощности ОАО «Иркутский завод сборного железобетона» работает в Иркутске, в основном для нужд региона. В III квартале текущего года современное производство ООО «Сибирский Завод Горячего Цинкования» (входит в холдинг «Сибшахтострой») откроется в Новокузнецке. В настоящее время СЗГЦ работает в режиме пуско-наладки. «Проектная мощность при условии 24-часовой работы составит 3 тысячи тонн в месяц, — рассказал «КС» начальник коммерческого отдела СЗГЦ Константин Попов. — В первые полгода мы вряд ли выйдем на эту мощность, я думаю, что будем производить 1–1,5 тысячи тонн в месяц. В настоящее время занимаемся изучением рынка, работаем над формированием портфеля клиентов». Среди заказчиков в СЗГЦ рассчитывают видеть энергосетевое строительство, дорожное и железнодорожное строительство, а также представителей агропромышленного сектора.

По мнению генерального директора НКП «Центр по развитию цинка» Владислава Полькина, основное преимущество предприятий Сибири в рассматриваемом сегменте — отсутствие конкуренции и тот факт, что ремонтные работы в Сибирском регионе вследствие удаленности и труднодоступности объектов обходятся намного дороже, чем использование оцинкованной продукции. «Если на Урале число заводов горячего цинкования удовлетворительное, то в Центральной Россиии, в Сибири и на Дальнем Востоке их все еще не хватает», — считает Владислав Полькин.

Однако, как отмечают участники рынка, текущая экономическая ситуация не способствует бурному развитию отрасли горячего оцинкования, как это было возможно в предыдущие пять лет. «В настоящее время происходит стагнация по причине снижения спроса со стороны строительной отрасли, сокращения инвестиционных программ в дорожном строительстве и энергетике», — говорит генеральный директор ООО «Контактные сети Сибири» Евгений Гукун. Отметим, что основными заказчиками КСС являются строительные организации, выполняющие комплекс работ по строительству ЛЭП, автомобильных и железных дорог, атомных электростанций, сложных технических сооружений. В текущих условиях предприятия вынуждены расширять географию поставок и свою клиентскую базу. «Продукция КСС поставляется во все регионы Российской Федерации, в основном это, конечно, Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, из ближнего зарубежья это Республика Казахстан», — отмечает господин Гукун.

В настоящее время проблемы, сдерживающие рост предприятий, работающих в сегменте оцинкования, носят скорее экономический характер и, по мнению представителей бизнеса, заключаются в отсутствии технической политики со стороны региональных властей, стимулирующей применение технологии горячего оцинкования в городском и сельском хозяйстве. Еще одним препятствием для успешной работы сегмента является возросшая вследствие девальвации рубля цена на расходные материалы, что заметно снизило маржинальность бизнеса. «Основными расходными материалами для горячего цинкования являются цинк, сталь и кислота для травильных растворов, — говорит Владислав Полькин. — Цены на все эти материалы тесно связаны с курсом валют, что уже привело к снижению рентабельности услуг горячего цинкования, повышению цен на оцинкованную продукцию, что отрицательно сказалось на спросе», — добавляет он.

Прогнозы

Эксперты и представители бизнеса положительно оценивают перспективы сегмента услуг горячего цинкования как в Сибири, так и в России. «Потребление будет расти, но не такими темпами, как последние пять лет, все будет зависеть от экономической обстановки в стране, изменения технической политики, направленной на ресурсосберегающие технологии в строительстве, транспорте и энергетике, — высказывает мнение Евгений Гукун. — В Сибири существует постоянный спрос на продукцию с антикоррозионным покрытием методом горячего оцинкования, в основном со стороны крупных компаний с госучастием — это ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Россети». Это связано со строительством новых инфраструктурных объектов, газопроводов, нефтепроводов. По окончании строительства крупных объектов потребность снизится, и роста, скорее всего, не будет», — резюмирует он.

Оптимистичным выглядит прогноз относительно потребления алюминия. РУСАЛ ожидает, что в текущем году рост спроса составит 6,5% и достигнет 59 млн тонн. «Если в начале года наши эксперты прогнозировали, что по итогам года в мире установится дефицит алюминия, то сейчас очевидно, что рынок будет сбалансирован», — отметили в компании.

О возможном сценарии развития ситуации на рынке черной металлургии «КС» сообщили в НП «Русская сталь». По мнению отраслевого объединения, в перспективе можно прогнозировать сокращение спроса на металл на фоне ухудшения макроэкономической ситуации из-за негативного влияния валютных колебаний и роста тарифов, а также из-за неопределенной международной обстановки и экономических санкций. «Например, аналитики Всемирной ассоциации производителей стали (Worldsteel) прогнозируют, что в этом году потребление проката в России снизится почти на 7% — до 40 млн тонн. Мы ожидаем, что меньше — на 4–5%», — сообщили «КС» в НП «Русская сталь». — Много правильных шагов предпринимают экономический блок правительства и ЦБ, поэтому мы надеемся увидеть лучшую динамику ВВП, а это значит, что и лучшую динамику спроса на сталь». По мнению представителей отраслевого объединения, если в нефтегазовой отрасли будут реализованы все запланированные проекты, трубная отрасль может стать одним из драйверов стального рынка. Положительное влияние на объем металлопотребления в России могут оказать государственные программы поддержки ипотечного кредитования и развития автопрома и машиностроения. Вместе с тем в 2015 году в автомобильной отрасли ожидается значительное снижение спроса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ