Александр Новиков
и. о. ректора Новосибирского государственного университета экономики и управления

«Кризиса в высшей школе нет, есть потребность в реформах»

Краткий рецепт по оздоровлению вузов в современных условиях

«Системный кризис» — самое распространенное в массовом сознании определение того, что происходит сейчас в высшей школе. Но я не думаю, что говорить об этом стоит именно в таких терминах. Дело в том, что сегодня практически каждый человек старше 22 и младше 40 лет имеет диплом какого-либо вуза. А это значит, что мы переживаем не «системный кризис», а скорее обесценивание высшего образования.

Раньше за дипломом стоял определенный набор компетенций, который позволял человеку работать по полученной специальности. Сейчас за ним часто не стоит вообще ничего, и нередко тот, кто учился, скажем, на физика, работает менеджером по продажам.

Другая проблема, тесно связанная с первой, — это отсутствие связи высшего образования с реальными потребностями рынка труда. Самое страшное для вуза — превратиться в контору, которая делает вид, что учит, а потом выписывает дипломы. То есть вроде бы процесс идет, но никому он не интересен: ни работодателям, ни студентам, ни преподавателям. Более того, от этого никто не получает практической пользы. Студентов учат преподаватели, которые ни дня не работали в реальном секторе, они пользуются учебниками, написанными такими же учеными, не имеющими прикладного опыта. И они могут транслировать только теоретические знания. В результате выпускник приходит на предприятие, а ему говорят: «Забудьте все, чему вас учили в университете». И начинают переучивать. А почему не научить сразу «как надо»?

Представляется, что ключ к реальным позитивным изменениям — в реформах внутри самой высшей школы. Ведь по новому законодательству об образовании современные вузы обладают достаточно большой самостоятельностью, и этим нужно пользоваться. Скажем, сейчас мы в университетах имеем право разрабатывать совершенно новые учебные программы или корректировать уже имеющиеся под потребности рынка и даже конкретного предприятия!

На мой взгляд, чтобы перейти к «настоящему», качественному высшему образованию, нужно выстроить диалог с бизнес-сообществом, привлекая его представителей к подготовке студентов. Ведь на сегодняшний день уже очевидно, что государство — лишь один из заказчиков квалифицированных кадров. И его доля будет стремительно уменьшаться. По сути, речь идет о сокращении количества бюджетных мест. По прогнозам, в государственном секторе будут востребованными инженерные профессии, а всем остальным придется искать выходы из ситуации. НГУЭУ, например, делает ставку на целевую подготовку, когда настоящие и будущие сотрудники предприятия за его счет получают высшее и послевузовское образование. Это позволяет решить и вопрос качества обучения, и проблему нехватки бюджетных мест.

Приведу пример того, как это работает. В прошлом году НГУЭУ в порядке эксперимента набрал небольшую целевую магистерскую группу из сотрудников банка ВТБ24. Мы открыли базовую кафедру, на которой работают не только наши преподаватели, но и сотрудники банка. Вместе с ними мы разрабатываем и реализуем образовательные программы. Это позволяет повысить качество подготовки студентов, сделать ее более практикоориентированной. В этом году мы хотим повторить этот опыт и расширить контакты с работодателями. С несколькими производственными компаниями уже ведутся переговоры о подобном сотрудничестве. И бизнес к такому взаимодействию, несомненно, готов — главное объяснить ему, зачем это нужно.

Однако запрос на кадры со стороны реального сектора — это лишь одна сторона проблемы. Очевидно, что и самим вузам придется меняться. Необходимо формировать коллектив, который будет подходить к процессу преподавания творчески: обобщать российский и зарубежный опыт, разрабатывать авторские курсы, рассказывать студентам о новейших тенденциях, вовлекать их в науку и практику. А это, как и во всяком бизнесе, вопрос менеджмента.

Конечно, проще всего взять и построить новый университет, как в свое время сделали основатели Высшей школы экономики. Однако куда более значительная часть вузов должна думать над тем, как изменить уже имеющуюся систему. Это сложно, потому что сложившаяся среда всегда сопротивляется переменам. Чтобы преодолеть это сопротивление, нужна команда — молодые люди с незашоренным взглядом на стоящие перед высшей школой задачи. Идеальный вариант, когда такие специалисты находятся в самом вузе, но если их нет внутри системы, они могут прийти и извне. В НГУЭУ, формируя команду менеджеров — проректоров, начальников управлений и отделов, мы руководствовались именно этими принципами.

Когда количество таких управленцев достигнет критической массы, университеты начнут меняться к лучшему, начнет формироваться конкурентная среда. Я думаю, что среди вузов Новосибирска этот процесс уже идет. И наш университет, на мой взгляд, является одним из тех, кто в хорошем смысле слова «раскачивает ситуацию».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ