Run Simple, или Куда направлен вектор развития бизнес-приложений

Традиционный ежегодный московский форум компании SAP — одного из крупнейших в мире производителей программного обеспечения для бизнеса — в этот раз был стилизован в «авиационном» формате. Компания «Аэрофлот», имиджевый партнер форума, оформила его в соответствующем стиле: дизайн, презентации, секции, переименованные в «гейты», а столы консультантов — в диспетчерский пункт и так далее. Тем более что нынешний кризис внес в этот стиль определенный символизм: ИТ-системы для бизнеса, как современный авиалайнер, «могут провести пассажиров-клиентов сквозь любую турбулентность в экономике — и даже помогут извлечь из нее определенную пользу». Вместе с представителями компаний из различных отраслей экономики и партнерами SAP — системными интеграторами на форуме побывал и корреспондент «КС».

Хозяева и гости

Открыл ежегодный форум лично президент SAP SE по региону Центральной и Восточной Европы Штефан Хёхбауэр, который во вступительной речи заверил всех, что «российский рынок остается приоритетным в плане инвестиций регионом SAP — одним из пяти».

Выступивший следом за ним генеральный директор SAP СНГ Вячеслав Орехов продолжил эту линию, цитируя слова Аркадия Дворковича о том, что «SAP становится российской компанией». «Это очень серьезный вопрос, какая компания может считаться российской, а какая нет, — добавил Вячеслав Орехов. — Сейчас для нас важнейшие направления — это вопросы локализации. Чтобы любая помощь могла быть оказана из одних рук». Также Вячеслав Орехов отметил возросшую роль департамента локализации, который теперь знакомится с грядущими нормативными изменениями непосредственно в тех или иных государственных органах еще на этапе их подготовки. В дальнейшем, подчеркнул он, SAP намерена открыть в нашей стране свой центр заказной разработки — еще в 2014 году силами специалистов московского офиса выполнены 17 проектов по заказной разработке ПО, и такой объем заказов свидетельствует о потребностях российских предпринимателей в производстве ПО на территории РФ.

Общую стратегию развития компании Вячеслав Орехов описал в двух словах — Run Simple. В его выступлении было много сказано о содействии образованию, обеспечении комфортных условий для людей с ограниченными возможностями и собственного персонала, а вот цифр было не так много. Да, были приведены отчеты Gartner и IDC, согласно которым рост «облачных» технологий (на которые SAP и делает ставку) за последний год оказался двузначным (в процентах) и составил от 26% до 70% в различных отраслях. Немного позже на пресс-конференции Вячеслав Орехов отметил, что «выручка в прошедшем году, конечно, просела, но количество новых контрактов существенно увеличилось». Рост числа контрактов можно объяснить тем, что кризис — хорошее время для обновления и поиска новых решений. Если в «тучные» времена многие предпочитают использовать отработанные годами схемы и принципы с максимальной интенсивностью, то в кризис начинается поиск чего-то нового и подготовка к новому подъему. Не случайно прошлый всплеск роста интереса к ERP и другим интеллектуальным бизнес-системам пришелся на 2009 год. Сейчас закономерно следует ожидать нового, которому немало поспособствовал и «щадящий» курс евро, введенный руководством SAP в начале года — он был заморожен на уровне 53,5 рубля, зимой и в начале весны, пока рубль не начал укрепляться, это стало для российских заказчиков очень серьезным подспорьем.

Кто что смотрит и кто что показывает

Гостями форума в большинстве своем были как раз те, кто либо твердо решил внедрить в свое дело что-то новое, либо те, кто это уже сделал и готов был поделиться опытом, представив свои варианты на стендах и гейтах. Показанные на выставке технические экспонаты не исчерпывались программными продуктами: такие компании, как EMC, Lenovo, Fujitsu, HP и другие, представили образцы аппаратного оборудования, которые согласуются с «софтом» от SAP, — и просто интересные и многообещающие новинки. Впрочем, гости оценивали их не как «интересные вещицы», а с сугубо практической стороны. И неважно, были ли это готовые к серийному производству вещи, как, например электромобиль TESLA и устройства 3D-печати, или пробные образцы, нуждающиеся в серьезной доработке. Например, систему распознавания возраста и выражения лица от Sightcorp сами гости тут же предложили интегрировать с CRM и внедрить в call-центры. «Когда человек улыбается, это слышно уже в изменении его голоса», — пояснил такое решение эксперт по развитию решения для работы с клиентами Антон Ноздрин, представлявший данный стенд, и добавил, что эта программа может служить пользователям не в качестве «цербера», а как инструмент самоконтроля.

Впечатление от большинства представленных на стендах технологий можно выразить теми же двумя словами — Run Simple, потому что их основной задачей было максимально облегчить все, что только можно. И судя по тому, что было представлено в разделе «помощь сотрудникам», основной задачей разработчиков было помешать пользователям этих устройств что-либо испортить, как бы они ни старались. Рядом с «неубиваемыми» планшетами расположился стенд устройств дополненной реальности от Microsoft с установленными приложениями SAP, с помощью которых неопытный и неуверенный работник сможет получать подсказки и помощь в режиме hands-free даже без просьбы об этом — опытный наставник сможет сам видеть все его глазами. И психологический эффект здесь не менее важен, чем физический — возможность получить помощь в любое время придает уверенность в себе не меньше, чем сама помощь. Внешний вид устройства сразу выдавал его «промышленную» природу, при этом любой желающий мог испробовать работу обоих устройств лично. Стоит отметить, что «промышленные» очки не очень удобно носить на голове — просто потому, что их форм-фактор предусмотрен для крепления к каске, а калибровка виртуального экрана сделала с учетом того, что глаз должен располагаться чуть дальше и чуть ниже, чем в обычных очках. И действительно, с каской все неудобства разом исчезают. Может, так сделано специально, чтобы сотрудники не снимали каски в цеху? Если даже и нет, им это удалось.

Очень много внимания на форуме было уделено «облачным» технологиям. И немало гостей согласились поделиться своей «облачной» историей на круглых столах и докладах. Среди них оказалась группа компаний «КамАЗ», которая благодаря проекту онлайн-обучения сотрудников помогла своим сотрудникам освоить более 130 учебных курсов и программ.

Тема номер один

Что касается самих организаторов конференции, то их основной новинкой стало новое поколение ERP-системы Business Suite 4 SAP HANA. По словам Вячеслава Орехова, она является логическим продолжением того, над чем компания работала последние 46 лет, — и обещает определить развитие продукта и самой компании на ближайшие десятилетия. Избавление от лишних таблиц, агрегатов и индексов, как оказалось, способно привести к уменьшению общего объема данных в 10 раз, при этом скорость прохождения транзакций обещает возрасти от трех до семи раз, а работа с аналитикой предполагает рост до 1800 раз. Официальная премьера данного решения состоялась еще в феврале. Пока работает только первый модуль новой системы (Finance), но уже в этом году обещают выпустить следующий (Logistics). Выбор данного приоритета не случаен — как показывает опыт, именно финансовые вопросы компании планируют решить в первую очередь.

Считается, что внедрять такую систему на предприятиях, где до этого вообще не эксплуатировались решения SAP, намного проще, чем переносить уже эксплуатируемые ERP-системы, развернутые на платформе традиционных дисковых СУБД, особенно если они подвергались глубокой кастомизации. На крупных предприятиях (на которые они, собственно, и рассчитаны) такая операция может затянуться на годы.

При этом, как заверил архитектор бизнес-решений отдела баз данных и технологий SAP Сергей Кузин, при разработке системы ставилась задача сделать систему, при работе с которой было бы достаточно базовых знаний БД и отсутствовала бы необходимость поиска дополнительных специалистов для работы с ней.

Рассматривая новую систему с точки зрения бизнеса, Сергей Кузин выделяет возможность строить детальную подробную аналитику непосредственно в самой программе, без сторонних компонентов, причем в онлайн-режиме. Одна из основных идей, которую хотел реализовать вендор, — сделать так, чтобы руководитель мог получать сразу же не только всю информацию о транзакциях и иных действиях, а также прогнозы того, как тот или иной вариант повлияет на общий процесс. Кроме того, разработчики посчитали, что вместо «отраслевой» модели разделения функций в ERP-системе целесообразно использовать «ролевую»: под каждого сотрудника создается индивидуальный интерфейс со всеми нужными для него показателями и сервисами.

Ключевым отличием системы от предшественница стало и то, что, несмотря на «поумнение», она стала проще. То есть можно говорить о том, что компания сделала еще один шаг к созданию программы, в которой будет всего одна кнопка «Сделать все хорошо». Впрочем, как отметил заместитель генерального директора SAP CIS Илья Юрьев, этот тренд характерен для всех разработчиков. И подавляющее большинство программных и аппаратных продуктов, представленных на форуме, развиваются в том же самом направлении — «внутри усложняем, снаружи упрощаем». Именно такое направление развития и намечает SAP — требования к навыкам пользователей снижаются, требования к «железу» растут, но это можно нивелировать переносом сервисов в «облака», рост производительности — главным образом не за счет «утяжеления» программ, а за счет их оптимизации.

Однако при этом система не становится «упрощающей» надстройкой в уже существующей структуре, а полностью заменяет ее собой. Получается своего рода «кастомизация наоборот» — не система подгоняется под запросы, а запросы под систему. По словам ИТ директора компании «Сибирский Гигант» Василия Столярова, «самодельные» ERP, CRM и другие продукты по мере роста бизнеса становятся тесными и перестают удовлетворять ее запросы. Или не перестают, но становятся слишком тяжелой нагрузкой на бюджет компании, а в кризис это особенно важно. Еще один пример выбора шаблонного решения был представлен главным бухгалтером и главой дирекции учета и финансового контроля «Газпром нефти» Ольгой Макрецкой: компания ставила целью закрывать сводные бухгалтерские отчеты по всем филиалам уже через несколько дней после завершения календарного периода, а в идеале — получать сводные отчеты на следующий день. Для этого в компании запускается проект по построению корпоративного хранилища данных.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Заместитель генерального директора SAP CIS ИЛЬЯ ЮРЬЕВ рассказал в интервью «КС» о месте Сибири в общероссийском бизнесе вендора и о планах по дальнейшему развитию.

— На открытии форума было сказано, что Россия продолжает играть значительную роль для SAP в глобальном масштабе. Насколько значим для вас рынок Сибири?

— Это не так просто оценить, так как чаще всего классифицировать крупные предприятия с большим числом региональных представительств на «сибирские» и «несибирские» нельзя. Тем не менее есть немало предприятий, у которых либо головной офис, либо ключевое предприятие расположены где-нибудь в Томске или Новосибирске — их, я думаю, можно назвать сибирскими, как, например, «Сибирский Гигант». В целом развитие в СФО имеет для нас важный приоритет развития, и сейчас Сибирь входит по этому показателю в тройку лидеров, наряду с Центральным и Северо-западным федеральными округами.

— Компании какого размера и каких отраслей в первую очередь интересуются вашими решениями?

— В первую очередь крупные предприятия. По отраслям, если взять статистику по России, то в список лидеров входят нефтегаз, энергетика, металлургия, ритейл и дискретное производство.

— Чем они интересуются в первую очередь?

— Операционной эффективностью и прозрачностью учета.

— На форуме активно обсуждалась тема локализации, развития местной экосистемы, открытия центра заказных разработок в России и т. д. — насколько для вас велика роль российских разработчиков?

— В рамках локализации масштабных ИТ-проектов необходимо смотреть не только и не столько на софтовую составляющую этих проектов, сколько на сервисы по настройке и внедрению. Дело в том, что во внедрении современных ERP-систем на собственно программное обеспечение приходится от силы 25-30% бюджета. И если даже вдруг эти 13% будут потрачены на ПО, разработанное западной компанией – конечный продукт не станет «полностью иностранным», ведь на российском рынке все внедрения, которые мы осуществляем, делаются либо руками российских интеграторов, либо, иногда, местными представителями глобальных компаний. И в эту часть ПО войдут как раз те лучшие мировые практики и оптимизации, ради которых такие проекты и реализуются. Таким образом, по моему мнению, вопрос с импортозамещением для нас – скорее новая возможность, чем блокирующий фактор.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ИТ директор компании «Сибирский Гигант» ВАСИЛИЙ СТОЛЯРОВ рассказал о том, может ли типовое ИТ-решение быть лучше скроенного «по мерке», какой выбор сделала компания и что из этого в итоге вышло.

24_SAP_Stolyarov

— Василий, расскажите, как вы пришли к решению «сменить обстановку».

— У нас уже было программное решение с 2002 года — от местного, новосибирского производителя. И мы, проработав с ним некоторое время, поняли, что компания растет намного быстрее, чем эта система может позволить. К тому моменту, как мы решили попробовать другое программное решение — это случилось 25 октября 2008 года, — у нас было около 10 магазинов в сети. И в этот момент, как нарочно, за неделю до того, как мы провели запуск новой системы, ее предшественница… упала. И упала так, что поднять ее до того рабочего состояния, в котором она была раньше, мы уже не могли.

— На каком решении вы в итоге остановились и почему?

— Решение на тот момент принимал не я, и, насколько мне известно, вариантов было несколько: «1С», «Энвижн», SAP и еще кто-то. Учитывая, что у SAP было готовое решение, подходящее для нашей работы, выбор был сделан в их пользу, и мы приступили к внедрению. На подготовку ушло два года, и в какой-то момент пошел быстрый продуктивный старт — это был 2008 год. Весной вышли на финишную прямую, хотя подготовка к старту шла еще с Нового года, и в октябре прошел запуск. Надо признать, что без крови не обошлось: насколько я помню, пришлось много людей уволить, от операторов до топ-менеджеров, за откровенный саботаж работы. Как минимум одного топ-менеджера уволили за то, что он поставил вопрос ребром: «Или я — или SAP». Вот мы и выбрали.

— А как они объясняли свое неприятие новой системы?

— А это разве важно? Что-то кому-то не нравилось, недовольные есть всегда и везде, а уж пользователи каким-то нововведениям радуются очень редко. Операторы из магазинов увольнялись пачками — однажды в одном магазине ушли вообще все. Одновременно. Их в коллективе было четверо или пятеро, и все они заявили: «Мы так не хотим, нам не нравится». Им предложили выбор: смириться или писать заявление. Через месяц после старта истерика прекратилась, и те, которые недавно видеть не могли новую систему, обнаружили, что она, в общем-то, довольно удобная, через три месяца все процессы так или иначе заработали стабильно. Можно сказать, процентов на 95 — кое-какие недоработки остались, но это на общий процесс уже не влияло.

— А для вас как руководителя ИТ-подразделения как прошел переход?

— Первое время пользователи часто смущались: «Мне кажется, система тут ошиблась, таких цифр по этому показателю не может быть», — и т. д. Мы каждый раз проверяли, сверяли — и убеждались, что все правильно, а того, чтобы система ошиблась, пока ни разу не случалось. Сегодня в случае сомнения возникает другой вопрос: «А почему система так сделала?» Правильность выводов не оспаривается — интересен путь, по которому шла система, когда его делала.

— На форуме представлено много новинок. Присмотрели ли вы что-нибудь здесь для себя?

— На мой взгляд, наибольшую пользу ИТ в ритейле может принести в направлении персонализации по отношению к пользователю. Как я уже говорил, чтобы выйти из кризиса без потерь или даже в плюсе, нужно обратить больше внимания на покупателей, которые уже есть и которые могут прийти. Некоторые представленные на форуме технологии меня действительно заинтересовали, но я пока не могу сказать, как отреагирует на них покупатель.

— На форуме не раз потом повторялось, что кризис — время обновлений. Разделяете ли вы эту точку зрения?

— Знаете, лыжник, когда бежит по лыжне, отдыхает на спусках, а обгоняет на подъемах, на тех местах, где бежать труднее всего. На спуске вы двигаетесь в автоматическом режиме и мало что можете изменить — разве что направление движения. Но тяжелые времена — самые удобные для того, чтобы кого-то обогнать.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ