В чьих руках оказался красноярский аэропорт?

Структуры Олега Дерипаски приобретают 51% акций красноярского аэропорта Емельяново. Взамен им предстоит построить новый терминал на объекте за 5 млрд рублей. Эксперты считают такую сделку выгодной для края, ранее присматривавшаяся к активу «Ренова» претендовала на 75% акций, планируя вложить заметно меньше средств.

ПАО «Красноярская ГЭС» стало победителем конкурса на приобретение 51% акций АО «ЭРА групп», контролирующего красноярский аэропорт Емельяново. Покупатель входит в структуры Олега Дерипаски (ГК «ЕвроСибЭнерго», которая в свою очередь является частью En+ Group) и вероятно представляет интересы другого подконтрольного олигарху актива — «БазЭл Аэро»). На лот претендовало еще две организации — ООО «Емельяново-Инвест» (подконтрольная ГК «Аэропорты регионов» и через нее — «Ренове») и ООО «Аквамарин» (компания «Новапорт»). В итоге пакет был продан за 4,05 млрд рублей. Оказавшееся на втором месте общество «Аквамарин» предлагало за него 4 млрд рублей. Оставшиеся 49% акций по-прежнему находятся под контролем региональных властей (принадлежат госпредприятию «Центр транспортной логистики», подведомственному региональному Минтрансу).

В ближайшее время победитель должен заключить договор купли-продажи с «ЦТМ». Если же этого не произойдет, то это право перейдет к «Аквамарину».
Подводя итоги тендера, председатель краевого правительства Виктор Томенко рассказал, что 90% налога с продажи поступит в консолидированный бюджет края, а 10% — в федеральную казну. Он выразил надежду, что и остальные вырученные средства направятся в бюджет региона, либо будут направлены на реализацию других местных проектов, этот вопрос прорабатывается с министерством транспорта.
Стоит отметить, что основным условием реализации контрольного пакета акций аэропорта к инвестору является создание нового терминала, рассчитанного на 2,5 млн пассажиров. До 1 декабря должен быть подписан договор с генподрядчиком и начаты работы, а ввести объект в эксплуатацию необходимо до конца 2017 года. Предположительная стоимость проекта — 5 млрд рублей без учета стоимости инженерных коммуникаций. Изначально основным претендентом на объект считалась «Ренова». Представители компании даже успели подписать с краевыми властями в начале 2013 года соглашение о развитии аэропорта. Однако вскоре у депутатов Законодательного собрания возникли вопросы о механизме выбора такого партнера, из-за чего компания и не стала единоличным исполнителем проекта.

Спикер краевого парламента Александр Усс итогами прошедшего тендера доволен.

«В течение долгих месяцев мне пришлось выдержать много упреков, если не сказать больше, мол, мы чуть ли не лежим на пути прогресса, появился такой инвестор, который всех нас осчастливит, и мы должны, аплодируя, практически бесплатно отдать ему важнейший элемент инфраструктуры Красноярского края. Ведь тогда речь шла о том, что в строительство аэропорта инвестор вкладывает 2 млрд рублей и получает 75% этого объекта. Причем эти 2 млрд идут не в бюджет, а на строительство собственного же терминала. По новой схеме, когда были проведены публичные торги, цена составила 4 млрд рублей. При этом край обязуется вложить за пакет, который у него остался, 1 млрд в совместный проект. Теперь за регионом сохраняется не 25, а 49% акций, и мы в чистом виде получаем 3 млрд в бюджет, которые пойдут на детские сады, на школы, на повышение заработной платы, на все, что необходимо жителям края», — отметил он.

Депутат ЗС Юрий Швыткин полагает, что появление инвестора может дать толчок в целом развитию экономики края.

«Понятно, что наш аэропорт нуждается в реконструкции, но средств на это в бюджете нет. При этом в 2019 году здесь пройдет Универсиада, и до этого времени надо решить логистические вопросы. Инвестиции же в аэропорт— это не только налоговые поступления в бюджет, но и возможность развития экономики в целом. Как минимум, есть основания надеяться, что наш аэропорт получит международный статус», — рассказал парламентарий. По мнению директора красноярского филиала банка «БКС Премьер» Юлии Покаместовой, передача аэропортов в частные руки, как правило, благоприятно отражается на его развитии. «Пример удачной приватизации аэропортов есть, пожалуй, наиболее яркий — это покупка международного аэропорта Сочи в 2006 году. Примечательно, что тогда компания «Стратегия-Юг», аффилированная с компанией «Базовый элемент» («Базэл») Олега Дерипаски, заплатила за сочинскую воздушную гавань 5,5 млрд рублей, то есть, как и в случае с «Емельяново», на 2 млрд больше, чем составляла стартовая цена. Сегодня многие специалисты отрасли называют международный аэропорт Сочи лучшим региональным аэропортом страны. В целом, мировая и российская практика показывают, что передача аэропортов в частные руки благоприятно сказывается на развитии и способствует повышению уровня пассажирских и грузовых перевозок, а также росту качества обслуживания. Что касается интереса структур Дерипаски к «Емельяново», то тут все очевидно. Во-первых, это один из важнейших транспортных узлов Сибири с хорошим потенциалом развития. Во-вторых, в регионе работают крупные предприятия, входящие в «Базовый Элемент», так что покупка красноярского аэропорта более чем закономерна», — считает Покаместова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ