В надежде на спрос

Вертолетный бизнес продолжает будоражить умы сибирских предпринимателей. По пути председателя совета директоров «Новосибирскавтодора» Дмитрия Пингасова, открывшего в 2011 году клуб «Росинсталавиа», пошел известный кемеровский бизнесмен, совладелец крупнейшего регионального ритейлера ООО «Система РегионМарт» Яков Колесник. Так, до конца года на популярном горнолыжном курорте Шерегеш появится сертифицированная вертолетная площадка. Планы по строительству вертодрома (площадка, теплые ангары и гостиница спортивного типа) в конце прошлого года озвучила «Алтай-Авиа», однако впоследствии от намерений отказалась. Готова ли Сибирь к появлению малой авиации, и не останутся ли заявленные проекты на бумаге, выяснял «КС».

Согласно планам Якова Колесника (семья Колесник контролирует крупнейшего регионального ритейлера ООО «Система РегионМарт»), вертолетная площадка — это лишь один из шагов по созданию условий для развития на сибирском горнолыжном курорте вертолетного туризма. В перспективе ее планируется дополнить теплыми ангарами, гостиницей спортивного типа и заправочным комплексом. Словом, превратить в вертодром. Правда, построить данные объекты летной инфраструктуры в ближайшее время, вероятно, помешает кризис — инвесторов, желающих поучаствовать в них, немного. Господин Колесник, который называет конструирование вертолетов и развитие вертолетного туризма не бизнесом, а хобби, также признается, что его планы сделать вертодром может скорректировать непростая экономическая ситуация. Поэтому в настоящее время предприниматель сосредоточился на строительстве вертолетной площадки. «Нам эта тема интересна, поэтому мы решили сделать все как положено, по федеральным авиационным правилам, — говорит господин Колесник. — У нас есть договоренность с администрацией, что до конца этого года мы обязаны сделать аэронавигационный паспорт площадки. Этот документ позволит зарегистрировать ее в федеральном реестре. На основании данного документа борта получат право приземляться в Шерегеше. Для этого в соответствии со строительными нормами вертодромов и аэродромов нужно привести площадку в соответствие. Сейчас находимся на стадии проектирования, договор на аренду земли подписали в конце мая», — уточнил он.

С появлением такой площадки, по мнению Якова Колесника, количество компаний, желающих летать в Шерегеш, увеличится. Но, как отмечают на рынке, вряд ли их будет много. Ключевой игрок Сибири в сегменте «трансферы/экскурсионные маршруты/вертолетный туризм» компания «Алтай-Авиа», зашедшая на курорт в конце прошлого года, сегодня, по словам представителей администрации Таштагольского района, от присутствия в Шерегеше отказалась, как и от первоначальных планов строительства вышеперечисленных объектов. Представители компании «Алтай-Авиа» комментировать свою работу в Шерегеше отказались, заметив лишь, что «возможно, будут там базироваться». На вопрос о том, когда «Алтай-Авиа» вернется на популярный кузбасский курорт, представитель компании ответила уклончиво: «Пока не знаем».

В администрации Таштагольского района назвать причины потери интереса потенциального инвестора затрудняются. Ряд предположений высказывают эксперты вертолетного бизнеса и местные предприниматели. «Алтай-Авиа» просто заняла свободную нишу для изучения спроса и дополнительной загрузки своих вертолетов в относительно «мертвый» зимний период в Чемале. Логично, что весной они отказались от полетов в Шерегеш, так как с мая начался сезон на Алтае, и их воздушный флот прилично загружен до первых снегов, — рассуждает директор одной из вертолетных компаний Сибири на условиях анонимности. — Возможно, они не готовы развивать новое направление в силу дополнительных инвестиций, вероятно, изученный спрос не показался им финансово привлекательным. Техника приобретается в долларах или евро, в зависимости от производителей. Как следствие, срок окупаемости при нынешнем курсе не самый привлекательный», — заключил он.

О причинах ухода компании с курорта говорят и представители местного бизнеса. «Зима была холодная, вьюжная, выпало много осадков, соответственно, вертолеты простаивали. Время, когда можно было активно продавать услуги, — это март и апрель. Туры и трансферы были достаточно дорогими. Минимальная заброска на склон стоила 14 тысяч рублей, — говорит генеральный директор ООО «Гостиничный комплекс «Берлога» Анатолий Рольгейзер. — Мы заключили с «Алтай-Авиа» агентский договор, пробовали продавать их услуги гостям, но столкнулись с тем, что люди не готовы к такой услуге. Маршруты предлагались разнообразные: Горный Алтай, Азасская пещера, Новосибирск. За дальние полеты назывались немалые суммы — 100–150 тысяч рублей. Даже те, кто мог себе это позволить, либо экономили, либо просто не были готовы к такому досугу», — добавил он.

По наблюдениям Анатолия Рольгейзера, хели-ски (англ. heliskiing), спуск по нетронутым склонам с подъемом к началу спуска на вертолете, также не пользовался популярностью, хотя в Сочи, например, это работает. «Думаю, что истинные любители фрирайда просто не обладали достаточной информацией, не знали, что в Шерегеше появилась такая услуга. Почва не была подготовлена, поэтому услуга не нашла свою аудиторию, — поделился господин Рольгейзер. — У тех, кто регулярно приезжает в Шерегеш и предпочитает кататься по «пухляку», уже отработана своя «схема»: туристы скидываются, платят деньги водителю ратрака, и он катает их целый день», — сказал он.

Как сообщили «КС» представители местного бизнеса, в период работы на курорте компания «Алтай-Авиа» не только пробовала заключать агентские договоры с гостиницами, раздавала каталоги, но и меняла тарифы в сторону понижения.

В администрации Кемеровской области уверены, что наличие вертолетной площадки положительно скажется на развитии курорта. «Люди из Новокузнецка, Кемерова, Новосибирска, Алтайского края смогут прилетать на своих вертолетах в Шерегеш, в перспективе, когда появится оборудованный вертодром, ставить борта в теплые ангары, где их обслужат. Будут развиваться экскурсионные маршруты», — считает директор агентства по привлечению и защите инвестиций Кемеровской области Евгений Востриков. Также он отметил, что Яков Колесник надеется, что увеличение количества таких площадок в Кузбассе будет способствовать развитию вертолетного туризма, соответственно, возрастет спрос и на сами вертолеты, в том числе HeliWhale.

Необходимость в строительстве сертифицированной вертолетной площадки видит и генеральный директор ООО «Денеба Групп» Денис Багаев, разрабатывающий мастер-план курорта. «Для развития туризма в Шерегеше необходима услуга хели-ски, а для этого нужно иметь сертифицированную площадку. Раньше на курорте были только временные, абсолютно неприспособленные площадки, — сказал господин Багаев. — Для Якова Колесника данный проект не только инвестиционный, для него это хобби», — заметил он.

Впрочем, кто станет летать в Шерегеше и будет ли проявлен к курорту интерес со стороны вертолетных компаний, сказать сложно. Эксперты отмечают, что в первую очередь курорт может быть интересен владельцам воздушных судов (вертолетов) и частным пилотам, которые могут взять их в аренду. «Лучшей практики и не придумать, к тому же это отличное совмещение с горнолыжным отдыхом. Безусловно, площадка может использоваться для организации вертолетных трансферов клиентов, которые ценят свое время и комфорт, — делится с «КС» точкой зрения директор одной из вертолетных компаний Сибири на условиях анонимности. — Сложно сказать, кто из местных игроков может зайти на курорт. Вполне вероятно и появление федеральных игроков. Главная сложность в развитии данного сегмента вертолетного бизнеса — это законодательство. На сегодняшний день для официальной перевозки пассажиров, а именно так и нужно трактовать туристические полеты, необходимо иметь сертификат коммерческого эксплуатанта, а это уже статус авиакомпании», — резюмировал он.

Отметим, что в областной администрации работу по привлечению вертолетных компаний, имеющих свидетельство коммерческого эксплуатанта, в настоящее время не ведут, не занимаются этим и в администрации Таштагольского района.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ