Что будет с российской экономикой, и когда она начнет расти?

Почему Новосибирск в целом и местные субъекты МСБ не преодолели кризис, а слабо приспособились к неблагоприятной экономической ситуации, рассказал начальник управления маркетинговой стратегии и исследований банка ВТБ24 Дмитрий Лепетиков (г.Москва) и управляющий Сибирским филиалом ВТБ24 Станислав Могильников.

Как констатировал в рамках пресс-конференции Дмитрий Лепетиков,  по итогам 4 месяцев 2015 года ситуация в российской экономике оказалась лучше, чем этого ожидали пессимисты. Хотя девальвация рубля достигла 35%, немного лучше оказались макроэкономические показатели, чуть ниже темпы падения промышленного производства. Темпы инфляции летом-осенью этого года продолжат снижаться и по результатам 2015 г. окажутся на уровне 11-11,5%. С долей просроченной кредитной задолженности (в среднем 7% по банковской системе) стало хуже, но ненамного.

Тем не менее, численность безработных в России даже согласно сомнительной официальной статистике достигла 4,4 млн чел. по сравнению с 1,6 млн чел. на I кв. 2010 г. Реальные располагаемые доходы населения за период упали на 4%, а оборот розничной торговли — на 9,8%. При этом последняя цифра во многом обусловлена паническим спросом конца 2014 г., когда планировавшиеся на будущий год покупки автомобилей и недвижимости осуществлялись импульсивно, под воздействием момента.

Кредитные портфели коммерческих банков сократились. Поскольку кредитные риски увеличились, а люди стали меньше потреблять и покупать в магазинах, за январь-апрель 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года кредиты населению упали на 4,5% (включая: автокредиты — на 11,3%, кредиты наличными — на 7,1%, кредитные карты — на 3,2%), кредиты малому бизнесу — на 10,1%. Скромный (0,8%), но рост ипотеки столичный аналитик связал со своевременно развернутой программой господдержки.

Сокращение спроса на кредиты оказало и позитивный эффект. Так, среднестатистическая доля расходов граждан на обслуживание банковских кредитов, выросшая с 9,7% в 2010 г. до 15,2% в 2014 г., в I кв. 2015 г. снизилась до 13,5%. Удельный вес ипотеки с 2010 г по 2014 г. вырос с 10% до 25% и в 2016 г предположительно достигнет 1/3 от розничного портфеля банков. Учитывая, что в Европе данный показатель не опускается ниже 80%, данный сегмент кредитования обладает высоким потенциалом роста.

Другая позитивная новость заключается в том, что граждане отреагировали на относительную экономическую стабильность возвращением сбережений в банковские вклады и депозиты. Рост привлечения в 2015 году составил 7,8% без учета переоценки. Учитывая данное «взаиморастворение воздухов», ВТБ24 пересмотрел макроэкономические прогнозы на 2015 год в сторону улучшения. Теперь ожидается, что темп роста ВВП не будет ниже -3,3% с увеличением в 2016 г. до +1%. Инфляция в этом году составит 11%, прирост доходов населения -6%, розничного товарооборота -3%. Плохая новость заключается в том, что кредитный портфель банков в целом сократится на 7%. Кредиты наличными по итогам года упадут на 18,1%, автокредиты – на 16,2%. Зато кредитные карты вырастут на 0,2%, кредиты малому бизнесу — на 1,9%, а привлечение средств физических лиц — на целых 12%. Как признал Дмитрий Лепетиков, «ситуация с малым бизнесом остается сложной». А поскольку выдача кредитов в целом по рынку сократится, становится непонятно, что станет стимулом спроса и экономического роста.

Что касается снижения ключевой ставки Банка России на 1% до 11,5%, этот момент был ожидаемым. Поскольку ЦБ РФ является источником фондирования для банковской системы, ряд банков его уже «отыграли» снижением кредитных и депозитных ставок. Если не вмешаются неожиданные «политические» обстоятельства, уровень ключевой ставки ЦБ РФ к осени 2015 года может опуститься до 10%, а в 2016 г. — вернуться на предкризисный уровень. Среднегодовой курс национальной валюты должен оставаться в пределах 56 руб./1$. Дестабилизировать его, как и ранее, может только неблагоприятное изменение обстановки в небезызвестной соседней стране. Точнее, паническая реакция иностранных инвесторов на любую дестабилизацию в данном регионе и привычка связывать её с Россией.

Как подтвердил Дмитрий Лепетиков, если говорить о небезызвестном споре оптимистов с пессимистами, то он (в хорошем смысле этого слова) оптимист. Без учета непредсказуемых политических рисков, дно экономического падения пройдено. Ситуация в российской экономике выправляется быстрее, чем ожидали. Положение с дефицитом федерального бюджета и собираемостью налогов тоже не представляется аналитику ВТБ24 катастрофичной.

На претензию из аудитории по поводу того, что кредитные ставки ВТБ24 для юридических лиц в Новосибирске якобы выше, чем в других регионах, управляющий Сибирским филиалом ВТБ24 Станислав Могильников парировал, что тарифная политика банка едина по всей России. Другое дело, что тарифы включают в себя оцениваемые индивидуально для каждого клиента кредитные риски. Также нужно учитывать особенности новосибирской экономики. Особо уязвимой её делают доминирование таких наиболее особо пострадавших от кризиса отраслей как торговля, логистика, строительство и смежные с ней отрасли. А также преобладание наиболее уязвимых для экономической турбулентности предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Субъекты МСБ не преодолели кризис, а скорее адаптировались к неблагоприятной экономической ситуации и потому чувствуют себя все более неуверенно.

Кредитный портфель Сибирского филиала ВТБ24 за 5 мес. 2015 г. за счет сокращения автокредитов и потребкредитов сжался на 12,5%. Однако есть и поводы для оптимизма. Локомотивами роста региональной экономики являются предприятия оборонно-промышленный комплекс и компании, специализирующиеся на импортозамещении. «По итогам 2015 г. мы ожидаем небольшой рост кредитного портфеля. Хотя статистике о росте следует верить с поправкой на реальный рост, любой маленький «плюс» лучше, чем большой «минус», — резюмировал Станислав Могильников.

Говоря о тенденциях рынка, Дмитрий Лепетиков отметил, что укрупнение предприятий и, в частности, банков — здоровая реакция на необходимость оптимизировать издержки. С другой стороны, банковский рынок самый конкурентный и неоднородный сектор российской экономики. Около 500 российских банков занимают менее 0,5% в активах всего банковского сектора и мало влияют на банковскую систему в целом. Госбанки укрепляют свои рыночные позиции, ситуация в коммерческих банках разноплановая, а банки с иностранным участием переоценивают российские риски и осторожничают… Столь же сильно по развитию банковского сектора и экономики различаются различные города РФ. Есть такие сильные, как Новосибирск, Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород. Есть слабые, есть зависящие от градообразующих предприятий, депрессивные и этнически своеобразные…

Последнее время представители российского экспертного сообщества пытаются судорожно нащупать «точки роста» отечественной экономики. По мнению аналитика ВТБ24, наиболее уверенно в этом году себя будут чувствовать обеспеченные оборонными заказами предприятия ОПК, инфраструктурные проекты в области строительства дорог, мостов, трубопроводов (особенно в Турцию и Китай), проекты в сфере импортозамещения в пищевой промышленности, металлургия и нефть. Тогда как прогресс России в высоких технологиях скорее из области желаемого, чем действительного из-за «отставания в фундаментальных вещах» и кризиса в отечественной аэрокосмической отрасли.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ